Enia Kulish (enia) wrote,
Enia Kulish
enia

Музейный центр "Наследие Чукотки".

-А еще там есть музей, - рассказывали мне местные на вопрос, что посмотреть в Анадыри накануне нашей поездки. – Его обязательно надо посетить, он очень продвинутый и интересный… И церковь.

В ответ я скептически хмыкала и совершенно не рвалась в оба этих места, искренне веря в то, что в городе есть гораздо более интересные для путешественника уголки…
В церковь я так и не зашла, а вот посещение музея оказалось частью обязательной программы и избежать его было просто невозможно… Я, конечно, не рвалась… Но, если честно, и не сопротивлялась…

И знаете… мне было интересно!

Музейный центр «Наследие Чукотки» действительно не вполне похож на классический музей. Он крайне современен и до последнего сантиметра сверх концептуален, хорошо это или плохо… В его создании помогали ведущие специалисты в области музееведения и музейного дизайна из Москвы и Санкт-Петербурга…



Центральная экспозиция небольшая, но занятная…

«В фокусе ее внимания – Человек. В экспозиции музея исследуются особенности его специфического культурного типа, характерного для Чукотки и, возможно, для других краевых территорий.

Раскрывая темы разделов – комплексов с помощью музейных предметов, экспозиция подводит посетителей к мысли об определенной степени подобия традиционной культуры народов Севера и мировой постиндустриальной культуры. Основополагающая информация, к размышлению над которой призывает экспозиция, концентрируется вокруг вопросов взаимовлияния, взаимодействия доиндустриальной полярно-арктической и постиндустриальной, так называемой «западной» цивилизаций.»

Подсвеченные подиумы - льдины словно плывут в мутной реке, унося на себе детали и нюансы жизни края. Каждая льдина – отдельный раздел-комплекс, тема, раскрываемая группой предметов-экспонатов… Дополняет дизайн металлические сетки, напоминающие рыбацкие снасти и задающие дополнительный тон интерьеру… Как дизайнер я оценила увиденное на твердое 4+.

«Модель экспозиции «Человек и Чукотка» ее авторы определили как «гипертекст», отдельные части которого не подчинены строгой логике последовательного экспозиционного повествования — от стенда к стенду. Но именно эта модель более всего соответствует восприятию человека, ибо в любой экспозиции, как бы ни была она организована, он, строя свой маршрут, рассматривая (или игнорируя) те или иные экспонаты, читая (или не читая) аннотации, создает собственную ее версию, которая интересна и нужна лично ему.»

Однако, если следовать траектории официальной экскурсии, то начинается все с географических исследований края.

2.



Живя почти в Европе, мы не вполне хорошо знаем историю этого дикого края, хоть он и является частью нашей страны. Признаться честно, я даже не вполне представляла себе разницу между чукчами и эскимосами, хотя смутно где-то слышала, что это не просто разные народы, но они еще и сурово враждовали и даже воевали друг с другом… На самом деле оказалось все очень просто: чукчи и эскимосы образовались из двух первобытных племен охотников. Одни охотились на оленей (чукчи, коряки, эвены), а другие вышли в море и стали морзверобоями (эскимосы).

3.



Летом 1647 г. якутский казак Семен Дежнев и Федот Попов, организовав товарищество из служилых и промышленных людей, вышли в плавание для розыска новых земель и народов. А уже в 1649 г. Дежнев в верхнем течении р. Анадырь основал зимовье, на месте которого позже был построен Анадырский острог. Он стал удобной отправной точкой для последующих экспедиций по Чукотке, коих было довольно много.

4.



Однако отношения с местными жителями складывались не вполне удачно. Русские, прийдя в эти края завоевателями, пытались немедленно обязать все местные народы платить ясак (подати). Те закономерно отказывались, что приводило к регулярным конфликтам.

Первыми, с кем удалось договориться, стали юкагиры. Им пообещали защиту от чукчей, чьим набегам они регулярно подвергались. А в конце XVIII века заключили мирный договор и с самими чукчами.

После продажи Аляски в регионе стали активно развиваться ярмарки. Чукчи оказались весьма склонными к торговле. Они остро нуждались в некоторых товарах и с охотной согласились встречаться для торгового обмена. Однако четкие правила торговли отсутствовали, так как не было общего эквивалента для определения меновой стоимости предметов, а коренные народности не имели никакого понятия о переводе стоимости вещей на деньги и о согласовании стоимости своих товаров с привозимыми, поэтому часто бывали обмануты предприимчивыми дельцами, не только русскими, но и американскими, пребывающими с Аляски. Последнее было особенно нестерпимо.
9 июля 1888 г. было принято решение об организации Анадырского окружного управления. На берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск, ныне — Анадырь. В 1909 г. в составе Анадырской округи были созданы Анадырский и Чукотский уезды.

А паспортизировать население удалось лишь в 60-е годы. Тогда же всех местных заставили придумать себе имя-фамилию, ибо традиционно у местных народов было лишь имя…
Мы отвлеклись, однако…

«Экспонаты комплекса «Мифы социального» представляют разные, но весьма схожие системы социального мифотворчества, сменявшие друг друга на Чукотке на протяжении веков или существовавшие параллельно друг другу.»

Шаманизм – это пожалуй то, что производит наибольшее впечатление на людей далёких от этой культуры. Традиционно, народы крайнего севера все наделяют душой: зверей, огонь, камни, ветер и т.д. Шаманы – это посредники в общении с духами. Традиционно они били в бубен, впадали в транс и обязаны были носить головные уборы, закрывающее глаза, так как именно через них проникают злые духи.

5.



Частенько шаманами становились и шарлатаны. Например один предприимчивый шаман, настроенный радикально проамериканскски, соорудил модель самолета, в который встроил винчестер. Когда он «впадал в транс» винчестер начинал стрелять, а шаман потом рассказывал впечатленной пастве, что если они будут ходить к русским, прилетят американы на самолетах и всем будет очень плохо.

6.



Впрочем, понятие мифотворчество гораздо более объемное. Советский период представляется создателям этой экспозиции не меньшим мифом… А мифы современного мира отражены манекеном в майке радио Пурга (местное ради), которое я сначала было тоже приняла за продакт плейсмент.

7.



«Неимоверную изобретательность проявляли коренные жители Чукотки, осваивая край. Они научились строить кожаные лодки-байдары из плавника и моржовых шкур, не имея других материалов для постройки плавсредств, чтобы выходить на промысел в море; шить непромокаемые плащи из кишок моржа и кита и соорудили «первобытное ружьё» - поворотный гарпун, который позволил им, охотится на морских млекопитающих прямо в море. Все эти приспособления показаны в комплексе «Изобретательность»

8.



Считается, что местные охотники действительно разработали уникальные способы охоты. Например, на оленя было бесполезно охотится на земле, догнать его было невозможно, поэтому их подстерегали во время переправы через реки. Охотники подходили на лодках и кололи зверя. При чем сделать это необходимо было таким способом, чтобы он сумел добраться до берега самостоятельно и лишь там испустить дух.

Одно из культовых местных изобретений - поворотный гарпун. Вонзаясь в тело животного он "поворачивался" и застревал там, животное истекало кровью.

9.



А морские зверобои оказались единственными в мире, кто научился выходить на промысел зверя в открытое море!

10.



"Ах! Эти глаза!" наверняка начнут стенать особо страстные любители флоры и фауны... Однако у тех народов существовало поверье, что животные (которых, напомню, они наделяли душой) позволяют на себя охотится. чтобы люди, их братья меньшие тоже имели возможность жить... Именно животные являлись основным источников всего: еды, одежды, жилья...

11.



«Чукотский автономный округ окружен тремя морями: Беринговым, Чукотским и Восточно-Сибирским. О животных и птицах, живущих в морях, и на их берегах рассказывает комплекс «Обитатели морей и морских побережий Чукотки». Вы видите, как приспособились птицы к обитанию на отвесных морских скалах. В течение всего лета наблюдаются огромные скопления морских птиц (кайр, ипаток, топорков, бакланов, чаек) на каменных карнизах береговых скал, здесь они выводят свое потомство, выкармливают птенцов. Порой они очень плотно размещаются рядом друг с другом на птичьих базарах.»

Местные базары отнюдь не такие большие, как в Баренцевом море, но по всем формальным признакам это именно базары.

12.



А белая медведица, представленная здесь как часть местной фауны, говорят совсем молодая, оттого такая маленькая. В среднем белые медведи гораздо крупнее.

13.



«Красочный комплекс «Творчество» представляет творческое начало описываемого в экспозиции культурного типа, «краевой культуры», особенно ярко проявившееся в сценических перчатках основателя первого профессионального ансамбля «Эргырон» - Нутетеина. В витринах этого комплекса экспонируются археологические предметы и современные произведения косторезного искусства, старые традиционные и современные образцы предметов одежды, игрушки и др. Некоторые вещи подобны экспонатам других комплексов, но здесь они проявляют, прежде всего, свои эстетические качества.»

14.

15.



Звери давали жителям Чукотки на самом деле абсолютно все… В том числе и материал для творчества. Основные украшения здесь конечно из кожи и меха, что выглядит странно но не становится от этого менее красивым.

16.



А вот металл местные жители обрабатывать не умели. Поэтому украшения из металла особенно ценились. Подобная металлическая подвеска легко оценивалась в целое стадо оленей! Естественно, что подобные предметы роскоши бережно хранились, одевались лишь на самые важные праздники (такие как свадьбы) и передавались по наследству от матери к дочери.

17.


А забавные мячики – один из элементов важной эскимоской традиции. Ежегодно они устраивают большой праздник по поводу добычи первой нерки. Для этого шьются подобные мячики, которые набивают камнями и играют ими в подобие футбола. При этом мячики громко гремят, отпугивая своим грохотом злых духов. Чаще всего они украшаются специальный солярным орнаментом, а передать пас считается за пожелание добра и благополучия.

18.



«Экспонаты комплекса «Упрямство бытия», выражают то качество «краевой культуры», которое может быть условно названо искусством преодоления. Наиболее яркое воплощение «преодоления» – устройство жилища чукчей, поэтому центральным экспонатом комплекса стала яранга (с чукот. яран’ы – дом). Жилище по форме полусферическое, что придает ей устойчивость при мощных северных ветрах, по сравнению с чумом. Остов яранги состоит из трех главных шестов, связанных между собой, треног, жердей и перекладин. Покрышка яранги – рэтэм – из обработанных оленьих шкур, зимой была двойной. На изготовление яранги уходит в среднем 40-45 шкур.»

19.



Впрочем, оленьи шкуры шли и на изготовления одежды. Местные народом приписывают еще одно любопытное изобретение – одежда без запаха. Любая прорезь так или иначе будет продуваться на ветру, а одежда цельнокроеная гораздо более эффективна в плане сохранения тепла.

20.



Забавно сделаны манекены, вместо лиц у них в капюшоны вставлены овальные зеркала.

21



Из шкур шилась не только одежда, но и обувь.

22.



«В Центре зала расположен комплекс «Пограничность». Он вводит посетителя в мир Чукотки, акцентируя внимание на ситуации пограничности, обуславливающей развитие в «краевой культуре» качеств открытости и одновременно стойкости в противостоянии внешним влияниям. Перед нами выраженный музейными средствами образ «чукотского феномена» в природе и истории России. Образ выражен предельно лаконично - в представленной на манекене одежде и вооружении чукотского воина и чучелами двух животных - волка и евражки (длиннохвостого арктического суслика). Радушная, приветливая и безобидная евражка и внушающий, по меньшей мере, некоторое опасение, бескомпромиссный защитник рубежей своей территории – волк.»

23.



«В экспозиционном комплексе «Движение в пространстве» представлены традиционные для Чукотки средства передвижения — лодка-долбленка, детская байдара, нарты, лыжи-снегоступы вместе с современным снегоходом и деталями гусеничного вездехода…»

И по некоторым аналогиям можно догадаться, что на некоторые изобретения человека вдохновила именно природа...

24.



Гуляя между льдинами-стендами и рассматривая все эти экспонаты волей неволей задумываешься о том, как мы живем… что считаем истинным, что ценным… Конечно, разные вводные данные не позволяют нам даже приблизится к пониманию подобной жизни… Да и на самом деле ее остается все меньше и меньше… Но почему-то мне упорно кажется, что эти люди, живущие, выживающие в таких условиях, гораздо чаще чувствуют себя счастливыми, чем мы, дети большой и жирной цивилизации… А впрочем это грустная тема для отдельного поста…

Кстати, а все уже догадались, что я вчера загадала? У вас есть буквально считанные минуты, чтобы дать свой вариант ответа, ибо я уже пошла подводить итоги!
ИЮНЬ 2014




Подписывайтесь на тег "АНАДЫРЬ" и новые рассказы об этих местах вы увидите первыми!
Так же ищите хэштег #виманы в инстаграме.




Оставайтесь на связи: lj LiveJournal  | fb Facebook | vk Vkontakte  | g+ Google+  |  in Instagram  | twi Twitter
Tags: 03, d800, Анадырь, Россия, отчет, фото
Subscribe
promo enia february 2, 2016 10:09 75
Buy for 20 tokens
Говорите, ЖЖ умирает? Ну-ну… Говорите дальше. Всем всё равно! =) Лично мне нравится общаться в ЖЖ! Для меня он всегда будет площадкой №1, которой я буду уделять максимум своего внимания. Но последний год был для меня тяжелым. И я надолго выпадала из ЖЖ, почти полностью забросив свой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments