Enia Kulish (enia) wrote,
Enia Kulish
enia

Театр "КАТАКАЛИ".





В южных штатах Индии, особенно в Керале, очень популярен театр Катакали. Это очень специфическая театральная традиция, совершенно не похожая на классический европейский театр, а оттого столь интересная и притягательная для всех путешественников, приезжающих в эти края. Так что же это такое?





Легенда о появлении этого театра рассказывает:"Бог Кришна появился в Калькутте (Малабар), в настоящее время штат Керала, и одарил некоего священника высокого ранга пером павлина. Чтобы отметить это неординарное событие, был создан религиозный танец-драма Кришнаттам, прославляющий жизнь Кришны. Этот спектакль очень быстро стал известен во всех окрестностях Малабара.Успех, который снискал этот спектакль, понудил Раджу с соседнего штата Коттараккара обратиться к знати Калькутты с просьбой предоставить им группу Кришнаттам. Однако, из-за враждебности внутренней политики, его ходатайство было отклонено, причем отказ сопровождался оскорблением, подтверждающим, что такое изысканное искусство как Кришнаттам не может быть ни понято, ни изучено в своем государстве. Тогда Раджа решил отомстить за обиду и добился содействия некоторых нейтральных божеств, явивших ему в сновидениях новую форму танца-драмы: Катакали. С течением времени, развиваясь и обогащаясь, этот спектакль дополнялся новыми элементами: маски были заменены комбинированным гримом; актер, который вначале просто декламировал текст, доверился в интерпретации драматической истории методу жестов и мимики, в то время как два певца под аккомпанемент оркестра стали излагать различные эпизоды драмы. Так, постепенно трансформируясь, Катакали достиг в веке той структуры, которая поддерживается до сегодняшнего дня."



Катакали буквально означает "представление рассказов" - и это название как нельзя лучше передают суть этого театра. Спектакль разыгрывается силами одного или двух певцов, "читающих" некий рассказ под скромный аккомпанемент небольшого ансамбля (барабанов, гонга, литавров и тамбоура и т.п.) и трех актеров (все роли играют только мужчины), из которых на сцене в каждом эпизоде должно быть не более двух. Здесь нет ни декораций, ни занавеса; только в центре установлен большой светильник, который служит для освещения сцены. Единственным аксессуаром является скамья, назначение которой различно: она может быть местом отдыха актера или горой, которую нужно покорить; может быть поднята с огромным усилием, дабы актер продемонстрировал свой атлетизм и т. д. Спектакль разыгрывается на свежем воздухе: начинается с заходом солнца и в оригинале может длиться до шести часов. Но в туристическом варианте время, разумеется сокращают до полутора или двух часов. Сюжеты обычно крайне незатейливы заимствованы из легенд (потому очень хорошо знакомы всем местным зрителям) и рассказываю от борьбе добра со злом, людях и демонах, богах и легендарных героях. Для туристов не понмающих аутентчных текстов, которые читают певцы, специально выдают распечатки с кратким пеессказом истории на англ. языке.Например:Жила-была демоница, пошла однажды по своим делам, увидела отважного героя и влюбилась в него. Чтобы герой обратил на нее внимание, она прикинулась прекрасной девушкой и начала соблазнять его. Но отважный герой разгадал подлинную сущность девушки. Демоница разгневалась, вернула себе свой демонический облик и напала на героя! Разумеется, он победил ее в честной битве. Конец.Но сюжет в театре Катакали вовсе не главное!!! То, ради чего стоит идти на этот спектакль - актерская игра!



Специалисты описывают происходящее на сцене как "смесь пантомимы и балета. Актер красноречивостью и выразительностью своей жестикуляции, движениями ног и тела, а также мимикой, должен ввести зрителя не только в атмосферу действия, но воссоздать местность, в которой происходят события драмы." "Этот сложный алфавит знаков состоит из мимики лица, жестикуляции и заранее установленной кинетики тела. Есть девять видов движений головы, одиннадцать вариантов взгляда, шесть движений бровей, четыре позиции шеи. Движения тела (их в общей сложности 64) включают движения стоп, пальцев ног, пяток, щиколоток, торса, бедер, наконец, всех суставов тела. Жесты рук и позиции пальцев актера выполняют прежде всего повествовательную, "эпическую" функцию.Лицо - эмоциональное зеркало актера. Движениями шеи, глаз, зрачков, ресниц, бровей, губ, зубов, носа, ушей, подбородка, щек и языка актер выражает и передает разнообразные психологические процессы. Если его охватывает страх, он поднимает поочередно одну за другой брови, широко раскрывает глаза, быстро двигая зрачками из стороны в сторону, раздувает ноздри, его щеки дрожат, а голова постоянно вращается.Эти строгие мимические композиции выражают не только такие состояния как любовь или ненависть, но также психологические реакции или действия, характеризующие персонаж, как, например, любопытство, гордость, страх смерти или благородство. "Индийские поклонники театра спокойно читают этот алфавит без лишних слов. А для туристов в самом начале спектакля обычно устраивают небольшую презентацию: Ведущий диктует понятие, а актер его показывает: Сначала это понятные человеческие эмоции, потом ситуации, потом описание местности, потом все вместе в единой композиции. Например, пчелка собирала пыльцу с цветов на прекрасном лугу, но потом неожиданно испугалась треснувшей вдалеке ветки, испугалась и улетела. (Да, это можно показать примерно за минуту исключительно мимикой и жестикуляцией при том так, что будет однозначно понятно о чем речь!)Стоит заметить, то все движения для каждой конкретной постановки четко регламентированы, импровизация не приветствуется.



Костюмы и грим актеров стандартны для различных типов ролей и почти не отличаются друг от друга в постановках разных трупп. Европейца они поражают своей пышностью яркостью и обилием деталей. Это неудивительно, ведь выразительность в этом театре непосредственно связана с деформацией, которая гиперболизирует любое движение или жест. Актер не копирует реальную жизнь, а максимально дистанцируется от нее, ограничиваясь лишь повествование фантастической в целом истории. Все движения тела (например, походка) призваны визуализировать некие мыслеобразы, поэтому не имеют никакого отношения к реальным человеческим движения и костюм дополнительно подчеркивает это, придает дополнительную динамку, дополняет выразительный язык тела актера. Назначение костюма в этом виде театра - не столько воссоздание исторической или социальной реальности, сколько средство воздействия на публику богатством, колоритом и покроем платьев, фасоны которых далеки от повседневной реальности. Так же в каждом костюме заложены небольшие, незаметные на первый взгляд атрибуты, которые помогают актеру раскрыть образ (например, небольшие зеркальца, вшиты в шарф у прекрасной девушки). По сути - именно костюм является единственной декорацией этого театра.О Специфическом гриме стоит сказать отдельно. Его задача - преобразить лицо в почти нечеловеческую и поэтому завораживающую маску. Накладывание грима - это целый ритуал, которой в отличие от европейских традиций, не только не скрывают за кулисами театра, но и специально выставляют напоказ. Зрители приходят на спектакль заранее, часа за полтора - два, чтобы посмотреть как гримируются актеры. И это действие представляет собой отдельный спектакль, со своими жесткими правилами, законами и героями.Актеры начинают накладывать грим за три-четыре часа до выхода начала постановки. Прежде чем начать гримироваться, актер массажирует лицо растительным маслом. Это делается для того, чтобы пот не разрушал грим, а наоборот, придавал ему блеск и свежесть на протяжении всего спектакля, длящегося почти всю ночь. В это время ученики готовят краски, которые разумеется изготавливаются исключительно из натуральных компонентов - белую пасту из рисовой муки и лимонного сока. Эта работа проходит под наблюдением специалистов по гриму.Первый этап гримировки проводит сам актер. Он обозначает основной тон лица и линии, очерчивающие нос, глаза, рот. Для этой работы в качестве кисти используются маленькие тростинки.Затем актер переходит в руки гримера-специалиста, а сам, полностью расслабив тело и ритмично и глубоко дыша, распластывается на полу и сосредотачивается на своей роли. Между тем гример работает над лицом актера: наносит на его рельеф, очерчивающий овл лица, идя через подбородок от одного уха к другому. " Эта работа длится приблизительно полтора часа.Третью и последнюю фазу гримировки проделывает снова сам актер. Удлиняет глаза до ушей при помощи черной или белой пасты, - в зависимости от персонажа, которого будет играть. Цвет, разумеется, символичен: "зеленый для богов и положительных героев, красный для насильников и самолюбцев, желтый для смертных, черный для демонов и демониц. Губы красятся в красный с двумя маленькими кружочками по бокам. В зависимости от принадлежности персонажа актер наносит на лицо специфические детали. Например, демоны изображаются с красными носами, у военных персонажей на лицо наносится две белые точки: одна на кончик носа, другая на лоб." Женские персонажи более реалистичны и грим у них очаровательно цвета "персик". В глаза капают определенны состав, от чего белки временно приобретают красный оттенок. Это придает взгляду дополнительную выразительность.Этот специфический выполняет ту же функцию, что и костюм. Он подчеркивает все лицевые мышцы актера, создает сверхъестественный вид и позволяет актеру использовать подвижность своей мимики, достигая, таким образом, почти бесконечную гамму выражений лица. Это богатство мимики стало одной из фундаментальных основ актерской игры Катакали.



Разумеется, писать о театре, все равно, что пересказывать музыку, занятие бестолковое и бессмысленное. Просто путешествия по Индии стоит обратить свое внимание на это интересное представление и обязательно посетить его, даже в упрощенном, туристическом варианте. Представления ставятся во всех больших городах штата Керала и округе, и обязательно на всех курортах восточного побережья.


Все иллюстрации найдены в интернете.





Tags: Индия, заметки, культура
Subscribe
promo enia febbraio 2, 2016 10:09 75
Buy for 20 tokens
Говорите, ЖЖ умирает? Ну-ну… Говорите дальше. Всем всё равно! =) Лично мне нравится общаться в ЖЖ! Для меня он всегда будет площадкой №1, которой я буду уделять максимум своего внимания. Но последний год был для меня тяжелым. И я надолго выпадала из ЖЖ, почти полностью забросив свой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments