Enia Kulish (enia) wrote,
Enia Kulish
enia

Большое Индийское Путешествие. г. Чидамбарам.

Итак, после очередных, описанных ранее, приключений на такси мы заселились в отеле HILTON ** (две звезды, не абы что!!!) в городе Чидамбарам… Этот старинный храмовый город так же как и предыдущие является одним из крупных религиозных центров штата Тамил Наду. Расположен в 230 км от Мадраса и в 60 км к югу от Пондичери (который мы проехали почти мельком, так как нам там сильно не понравилось, поэтому и писать про него даже не буду)… Само название «Чидамбарам» происходит от слов «чид» - сознание, и «амбарам» - расширение небес. Вместе получается - «расширяющееся сознание», что уже весьма неплохо для начала… =)

Этот невзрачный на вид небольшой городок известен тем, что в нем находится древний храм Шивы, где поклоняются божеству Шивы Натараджа – Господу вселенского танца, застывшему в знаменитой изящной позе, в огненном круге, попирая одной ногой демона. Именно он и был целью нашей остановки… Именно в него мы и поспешили направиться…

Храм (подробнее здесь...) расположен на территории, обнесенной высокой стеной периметром около 2 км, с четырьмя входами по сторонам света в центре каждой из которых высится надвратная храмовая башня - гопурам, украшенная ярусами разноцветных скульптур и возвышаются почти на 50 метров. Огромная территория храма в 40 акров состоит из гигантских колоннад, открытых и закрытых двориков, грандиозных башен с резными стенами и обязательным прудом, окруженным внушительной стеной и ажурной галереей.

В пруду кстати живут рыбки… Когда спускаешься по лестнице к самой воде они вполне бодро подплывают к поверхности и торчат над водой носами, видимо в ожидании вкусностей.

Пространство вокруг храма огромно и как-то пустынно. Утверждается, что в древности здесь регулярно устраивались Фестивали танцев. Утверждается, что они проводятся и в наши дни. Но мы, к сожалению не застали… Ну и ладно… Зато мы застали какой-то праздник, в рамках которого изваяние Натараджа выносили «погулять» в храмовый дворик и омывали в пруду. Процедура, впрочем, казалась более буднечной, нежели торжественной. Хотя песнопения, бубны и толпа народу присутсовали. Фотографировать нам особо не позволили, но кое-что отснять все-таки удалось.

Разумеется, и с этим местом связано много легенд... Одна из них, найденная в интернете, гласит, что на этом самом месте, где сейчас находится Чидамбарам, стоял лес Тиллай и покровительницей этих мест была богиня Кали. Здесь же находился самопроявленный лингам (божество Шивы), которому поклонялись два святых мудреца – Патанджали (чье тело было наполовину человеческим и наполовину змеиным) и Вьяграпада (тоже весьма необычного вида – с человеческим телом с тигриными лапами). Шива явился в лес Тиллай, чтобы станцевать для двух своих великих преданных. Само собой, Кали не понравилось, что кто-то вторгся в ее владения, и она вызвала Шиву на танцевальный поединок. Проигравший должен был покинуть лес. Судьей выступил стал сам Вишну. Оба танцора были божественно хороши и не уступали друг другу в мастерстве. Но Шива победил, сделав вертикальный шпагат, чего Кали не позволила сделать скромность. Она вынуждена была признать, что соперник перетанцевал ее, и покинула лес. Впоследствии, после строительства на этом месте храма, всем желающим поклониться Шиве рекомендуется сначала сделать подношения богине Кали, чтобы отдать дань бывшей владычице этих мест.

Относительно начала и причин строительства нынешнего храма была найдена еще одна легенда… Говорят, что раньше на этом месте на протяжении тысячелетий существовал древний храм Натараджа. Кашмирский царь Симхаварман II, правивший в середине 6 века н.э., приехал сюда, чтобы искупаться в исцеляющих водах пруда рядом с древним храмом, в надежде излечиться от проказы. Надежда царя оправдалась, и он решил привести храм в должный порядок. Были возведены все существующие ныне постройки, а так же из Кашмира приехали 3000 браминов, искушенные в деле ритуального служения. Так они и остались здесь служить Шиве Натараджу. И служат по сей день. Их называют Дикшитары, их можно узнать по характерной прическе – часть волос на голове они бреют (кажется в честь господа Шивы), а часть отращивают и собирают в пучок (кажется в честь господа Вишну, или наоборот, точно не помню). Надо полагать, они здесь самые важные персоны. От них так и веет осознанием собственной исключительности. Так же складывается ощущение, то это очень закрытая каста… Большинство браминов имеют какие-то физические дефекты: слепота, хромота, немощь, странные черты лица, неестественные пропорции тела… Складывалось ощущение, что тому виной многочисленные смешанные браки внутри этой общины, приводящие все-таки к некоторой деградации. Хотя попадались и откровенные писаные красавцы…

Стоит сказать, что мне храм показался самым «сельским» из всех, которые я видела до и после… Это ощущение начиналось еще на подходе к храму, в городе, где почти не было проезжих дорог, и подходить к храмовым воротам получалось чуть ли не по чужим огородам да узеньким переулкам. Это же чувство не прошло и в самом храме. Публика, бродившая по территории, только подтверждала возникшие ощущения. Во-первых здесь было наименьшее количество абстрактно бродящих туристов (и «белых» и хинду)… Это кстати видимо стало причиной, что местный служители оооочень активно старались нас разводить на всякие пожертвования и делали это надо сказать довольно искусно… Некоторым мы не смогли отказать...

Основная же публика, бродившая по храму, занималась все больше своими делами… Кто-то торопился в храм, то-то просто сидел о чем-то глубоко задумавшись, кто-то активно делал что-то (явно религиозное)…

Возле колоннады мы напоролись даже на какие-то явно школьные занятия… Забавная мелочь в форме завидев туриста немедленно оторвалась от учительницы и побежала фотографироваться и клянчить Скульпен (то бишь школьную ручку… Это такая фишка, все детки выпрашивают у туристов ручки на память =) Ручек не было, пришлось ограничится фотосессией, воспринятый с превеликим восторгом! Снимали, показывали на маленьком экранчике, слушали восторженный визг, наблюдали за перестроением, снова снимали и т. д.

Однако у Храма наблюдались и другие обитатели… Четырехногие, парнокопытные… Двух видов. Во-первых коровы, безмятежно уничтожавшие помойку недалеко от главного входа в храм, во-вторых козы, коих было великое множество непонятно откуда тут взявшихся… Они удобно располагались на всех возможных ступенях и выступах, а иногда просто посреди дороги, и в основном спокойно отдыхали, но временами, впрочем, бурно друг с другом взаимодействовали…

Набродившись вдоволь мы просто сели у прудика на ступеньки среди местных, и подобно местным долго сидели и молчали, наблюдая как постепенно опускаются сумерки. Каждый думал о чем-то своем…

А потом в полной темноте уже пробирались домой по тем самым узким переулкам, которые, разумеется, почти не освещались! На общем собрании было решено погулять здесь еще на следующий день и только вечером двинуть дальше…

Tags: Индия, отчет, фото
promo enia february 2, 2016 10:09 75
Говорите, ЖЖ умирает? Ну-ну… Говорите дальше. Всем всё равно! =) Лично мне нравится общаться в ЖЖ! Для меня он всегда будет площадкой №1, которой я буду уделять максимум своего внимания. Но последний год был для меня тяжелым. И я надолго выпадала из ЖЖ, почти полностью забросив свой…